МБОУ" Чарышская сош"
с.Чарышское , Усть-Калманского района, Алтайского края
  • История школы ( Электронный музей)

    Выпуск 2020 г..
    24 апреля 2024, 16:43

    Уважаемые посетители сайта, если Вы когда-то выпускались из стен нашей родной школы, то не будьте безучастны и присылайте фотографии Ваших выпусков для размещения на нашем сайте, т.к. самая светлая и добрая частица нашей жизни прошла именно в школьные годы. Напишем историю вместе!
    Выпуски 2010- 2019 годы.
    24 апреля 2024, 17:02

    Если Вы хотите изменить информацию о своём выпуске, добавить фотографии или их описание, напишите письмо на эл. адрес: uk_char@mail.ru
    Выпуски 2000- 2009 годы.
    14 мая 2024, 11:02

    Ушли в прошлое и выпускные экзамены советского образца. В 2004 году в России опробовали новую форму аттестации. В 2009 году форма аттестации выпускников стала обязательной по всей стране под названием ЕГЭ – единый государственный экзамен, а в 2014 году ввели обязательную аттестацию и для обучающихся 9 классов, переименовав ее в ОГЭ – основной государственный экзамен.
    Выпуски 1990- 1999 годы.
    14 мая 2024, 11:05

    Теперь, вместо всеобщего обязательного образования было введено основное 9 летнее образование. Во многих школах был отказ и приём учащихся в 10 класс. В 90 годы государственное финансирование российского образования значительно сократилось; передача в регионы. Все больше стали появляться элитные школы; колледжи и не государственные школы. Резко сократилось строительство школьных зданий; ухудшилась материально-техническая база школ. Большое ;различие между городом и сельской местности. Невозможность получить качество образования детьми из семей с разным уровнем дохода. Разрабатывались программы и учебники нового поколения. Отсутствовала единая программа обучения в школах. Школам дали право выбора учебников и различных программ .
    Выпуски 1980- 1989 годы.
    14 мая 2024, 11:13

    В 80-е гг. о кризисе советской школе стали говорить открыто. Никогда еще престиж школы в обществе не падал так катастрофически низко. Ее критиковали со всех сторон и на всех уровнях. Объектом критики были некомпетентность органов управления, процентомания, бюрократизм, сверхцентрализация в управлении и финансировании, нацеленность на формирование заданного типа личности, игнорирование индивидуальности ученика, низкий профессиональный уровень учителей, недостаток государственного финансирования и материально-технического обеспечения. В 1983 году на июньском Пленуме ЦК КПСС была высказана мысль о необходимости реформы школы. В 1984 году проект реформы был опубликован и после обсуждения (3 месяца) взят за основу документа под названием «Основные направления реформы общеобразовательной школы» . В ходе реформы 1984 года предлагалось осуществить комплекс мер: * Изменение сроков обучения в школе (введение 11 летней школы) и структуры школьного образования (4+ 5 +2) * Предоставление учащимся 8-11 классов возможности специализации по таким дисциплинам как физика, математика, химия, биология, гуманитарные науки
    Выпуски 1970- 1979 годы.
    14 мая 2024, 11:37

    Когда говорят о 70-х, в первую очередь отмечают, что это была золотая эра Советского Союза, его вершина, когда внешне все еще было благополучно. Атмосферу тех лет я вспоминаю как нечто особенное, и не только потому, что они пришлись на школьные годы. Кто-то называет этот период застоем, а для меня это время, когда все еще были вместе, заодно. Заканчивая школу в 1981 году, все мои одноклассники чувствовали себя в безопасности, знали, что найдут работу или будут учиться, а дальше все пойдет по накатанной-семья, дети, пенсия. Можно сказать, что наше поколение росло защищенным и спокойным — в это десятилетие не было войн, революций, голода, резкой смены политического курса. Конечно, битвы были-за урожай, за мир во всем мире и за права трудящихся капиталистических стран. Нас ждало социалистическое соревнование на предприятиях, перевыполнение плана на стройках коммунизма. Насколько все это подготовило школьников 70-х к переменам, показало время. А оценки, как всегда, поставила жизнь.

    Развитие школьного образования

    Краткая история школы

    Школьное образование в селе Чарышском имеет свою историю. Оно создавалось вместе с совхозом «Чарышский»,

    в период коллективизации сельского хозяйства, в 1929 году. Первые рабочие жили в палатках и своими силами не

    только осваивали земельные угодья, но и строили первые сельские здания.
    К осени на центральной усадьбе было завершено строительство зданий начальной школы, центральной мастерской,

    клуба, больницы, столовой, конторы, пекарни, гаража, нескольких жилых домов.
    Первые жилые дома и клуб были саманными, а вот здание школы, больницы, мастерской, пекарни сделаны из кирпича.
    1931 год был первым учебным годом в начальной школе. Анна Андреевна Захарова и Полина Кузьминична

    Гурьяновна -  первые учителя.
    В 1933 году уже на базе начальной школы, открылась неполная средняя школа. Коллектив учителей возглавляла

    директор школы Зинаида Евгеньевна Юзе. Вместе с ней работали Ф.М. Белоногова, И.Л. Попов, К.С. Пестова

    В.И. Лосева, Г.И. Удалихина. В это время работать было трудно, потому что не хватало педагогов, школьных

    принадлежностей, но, несмотря на это, вечерами действовал ликбез, и рабочие совхоза приходили после работы

    учиться писать и читать.
    В первом классе в новой школе было много детей-переростков. Вместе с детьми семи лет пришли учиться подростки 11-12 лет.  
    В 1937 году учеников принимали в пионеры. Дети радовались. Они не знали, чем будут заниматься, но «чувствовали, что это

    для них что-то интересное, новое. Красный галстук берегли, гладили тяжелым чугунным утюгом», - вспоминала

    Табур Варвара Степановна. Галстук носили ежедневно. На галстуке был металлический зажим, на котором изображен

    костер и пламя. Кончался пионерский возраст, галстуки передавали младшим пионерам.

    Первой пионерской вожатой работала Любовь Степановна Зорина. Пионеры получали задание и контролировали

    учебу родителей. Варвара Степановна Табур, учившаяся в школе в 30-е годы, а потом долгое время работавшая

    школьным библиотекарем, с восхищением вспоминает, как в школе был организован учителем К.С. Пестовой хор.

    был необычный хор. В составе были родители учеников, обучавшиеся в ликбезе. Сохранилась уникальная фотография, на

    которой в национальных костюмах вместе с директором школы З.Е. Юзе и учителем К.С. Пестовой стоят ученики

    ликбеза - рабочие совхоза. Это было замечательное время, когда, несмотря на трудности, люди верили в светлое будущее

    и поэтому с энтузиазмом работали, учились, воспитывали детей и радовались жизни.
    В годы Великой Отечественной войны в совхоз эвакуировали учителей из блокадного Ленинграда. Они принесли в школу

    высокую культуру. Так, учитель иностранного языка Зинаида Литвин владела пятью языками.
    Коллектив школы в это время возглавляла М.Л. Хайтович (до нее некоторое время директором школы был С.Л. Приходченко).
    В 1941 году, когда была напечатана статья в газете «Правда» о гибели партизанки Елизаветы Ивановны Чайкиной, школа

    и пионерская дружина стали носить ее имя.
    Во время войны ученики собирали посылки, отправляли их на фронт солдатам, помогали совхозу полоть сорняки на

    полях, убирать урожай. Помнят в школе вожатых, отдавших задор и тепло своих сердец детям. В 50-е 60-е годы

    вожатыми работали Валентина Иосифовна Гамеева, Полина Иосифовна Рябова, Раиса Мироновна Шумова. Они водили

    детей в походы, сами прекрасно пели и танцевали, выступали вместе с ребятами с концертами перед жителями села.
    Шли годы. Менялся состав преподавателей, росло творчество педколлектива. Много лет руководителем школы

    работала Ольга Михайловна Пушкаренко, учитель-легенда.
    В 1949 году по распределению после окончания Барнаульского учительского института она приехала в Чарышскую

    семилетнюю школу вместе с Поповой-Чупиковой Татьяной Ивановной. Коллектив школы встретил их тепло. Нагрузка

    первого года была 30 часов. Ольга Михайловна учила детей истории, географии и ботанике.

    На следующий год была назначена завучем. Но и в этой должности пришлось работать недолго. С 1951 года по 1970 год  

    она была директором этой школы.
    За заслуги в области образования Пушкаренко Ольга Михайловна награждена значком «Отличник народного просвещения».
    8 августа 1969 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено О.М. Пушкаренко почетное звание заслуженного

    учителя РСФСР за заслуги в области обучения и воспитания.
    До сих пор ее помнят и ценят родители и бывшие выпускники школы. Много сил и энергии Ольга Михайловна отдала воспитанию

    молодежи. По ее инициативе в 1964 году  в школе была проведена экспериментальная работа по программе профессора

    Л.В. Занкова, когда в начальной школе за 1 год обучения была пройдена программа 2-х классов. Ребята, закончив третий

    класс, сразу перешли в 5-й. Эту работу проводила опытный учитель Татьяна Васильевна Шаталова. Весь район следил

    за экспериментом. И в итоге из 30-ти учеников 26 были переведены в 5-й класс. Позднее из 26-ти выпускников этого

    класса 14 получили высшее образование.
    Многие из них работают в разных уголках России. Так, Рита Виноградова работает в администрации Алтайского края, Валентин Киреев много лет работал  директором  ЗАО «Приозерное», сын Ольги Михайловны  Алексей Пушкаренко проректор Томского университета,  председатель Комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области, кандидат технических наук, доцент. Он окончил Чарышскую среднюю школу в 1973.
    Надежда Сапожникова занимается наукой в Новосибирском Академгородке, Галина Хозяинова много лет проработала директором школы, Евгений Пархоменко военный, живет в Приморском крае, Татьяна Расторгуева - учитель иностранного языка в Чарышской школе.

    Педагогический коллектив

    Шаталова Татьяна Васильевна

    Пушкаренко Ольга Михайловна​​​​​​

    С течением времени росло население в селе, а значит и количество детей, здание школы стало тесным, учащимся 9-х и 10-х классов приходилось пешком ходить в Усть-Калманку, чтобы получить среднее образование. И вновь благодаря неутомимой энергии О.М. Пушкаренко, в 1970 году ученики зашли в новое, светлое двухэтажное здание. Дети теперь в родном селе могли получить аттестат о среднем образовании.

    В 1970-1980-х годах директором школы работал Судницын Александр Александрович. В это время начала работать производственная бригада «Бригантина».

     В1980-1982 г. школу возглавлял Хохлов Анатолий Васильевич. В это время в школе появилась новая мебель, был оборудован кабинет химии на современном техническ10 лет руководителем школы являлась Литовкина Валентина Яковлевна. Школа работала над темой «Применение технических средств на всех этапах урока». Благодаря  ей  были закуплены различные технические средства, одним из первых в районе был оборудован кабинет информатики.

     Три года директором школы была Алимпиева Галина Филипповна. В это время школа начала работать по пятидневной рабочей системе. При школе была создана свиноферма, прибыль от которой шла на нужды школы.

    С 1995 до 1998г. школа работала под руководством Карабанчук Розы Петровны. Это было сложное время, потому что в связи с экономической ситуацией в стране, перестали выплачивать заработную плату учителям, в школе зимой из-за нехватки угля стало холодно. Коллектив вынужден был защищать свои права, поэтому встречались с руководителями края, судились. Розу Петровну называли «красным директором».

    Седельникова Нина Михайловна начала работать директором школы в 1998г.

    С 2006 возглавляла  педагогический коллектив школы Бродникова Анжелика Валерьевна.

    Сегодня в школе 178 учеников, 22 педагога. Школа занимается по 5-дневной неделе.
    Все учителя имеют высшее образование, творчески работают,
    отдавая все свои силы и способности ученикам и школе.
    В школе трудились педагоги, награжденные за особые заслуги в области народного просвещения наградами страны.

    Это Татьяна Ивановна Пшеничникова, награжденная в 1966 году орденом Ленина, и Ольга Михайловна Пушкаренко, получившая звание «Заслуженный учитель РСФСР».

     Многие учителя имеют звание «Отличник народного образования»: Т.В. Попова, Е.Б. Должикова, В.А. Кулигина, Н.П. Пономарев, В.П. Бродникова, З.И. Асташенкова, В.Я. Литовкина, В.Н. Суханова. Звание «Почетный работник» образования РФ у Ильиной М.В., грамоты Министерства образования имеют Бродникова А.В., Епифанова Л.К., Попова Т.В., три учителя стали победителями конкурса в национальном проекте «Лучший учитель года» - Ильина М.В., Бродникова А.В., Седельникова Е.Н..                                                       

    Благодаря труду всего педколлектива, школа многие годы живет активной жизнью, принимает участие во всех районных мероприятиях, часто занимает призовые места.

     Лауреатом краевого конкурса «За нравственный  подвиг учителя» и победителем   краевого конкурса «Село, в  котором я буду жить»  стал   коллектив редакции школьной печатной газеты  «Из первых уст»  (Шипунова Н.И., Седельникова Е.Н., Бродникова А.В.)

    Седельникова Н.М., Шабанина Ю.В.,  Карамышева Т.Б. приняли  участие в конкурсе «Алтай – наш общий дом». Борисова С.В.  – победитель в 2008г. муниципального конкурса «Сердце отдаю детям» и участник краевого одноименного конкурса , а Кондарева Т.В.  стала лауреатом муниципального конкурса «Сердце отдаю  детям» в 2009г.

    Строительство школы 

    Н.П.Пономарев,Л.Шаталова,В.П.Бродникова,Т.Б.Карамышева,Г.Ф.Алимпиева,М.В.Густокашина,Л.К.Епифанова,Р.П.Карабанчук,Е.В,Сыщикова,О.ИТятькова,Т.В.Попова,И.И.Пойдина,Н.В.Павлова,Л.А.Перепелова,Л.А.Кудинова,З.И.Асташенко,Е.Б.Должикова. (F) 

    Краткая характеристика школы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie