Что такое функциональная грамотность?
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А. — советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).
Основные направления формирования функциональной грамотности:
•Математическая грамотность
•Читательская грамотность
•Естественнонаучная грамотность
•Финансовая грамотность
•Глобальные компетенции
•Креативное мышление
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобальная компетентность (глобальные компетенции) — это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
Нормативно-правовая база ОУ:
- План мероприятий
Материалы для учащихся и родителей
- Что значит «быть грамотным» в XXI веке
- Статья «Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов»
- Статья «15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее. Тренируем эффективное чтение вместе»
Полезные ресурсы
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности РЭШ
- Банк заданий Института стратегии развития образования
- Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов
Информационные материалы для педагогов
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы
- Статья «Читать научился, а понимать — нет: 6 способов это исправить»
- Статья «Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов»
- Статья «Навык чтения и умение читать — не одно и то же. Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам»
- Статья «15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее. Тренируем эффективное чтение вместе»
- В. Н. Зайцев РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Книга для учителя
- РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Методическое пособие для педагогов
- Курс «Функциональная грамотность: развиваем в школе. Яндекс Учебник
- Статья «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка»
- Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности«
- Вебинар «Развитие математической грамотности»
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
-
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
-
«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. В разделе "Функциональная грамотность" представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
-
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение
- Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
-
Документы
Нормативно-правовые документы федерального уровня:
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
Нормативно-правовые документы муниципального уровня:
ПРИКАЗ от 30.11.2021г № 265 «Об организации работы по формированию функциональной грамотности»